Закон о регулировании криптовалют

До 1 ноября в России должны принять закон о криптовалютах. Чего ожидать криптоэнтузиастам?

В начале августа премьер Медведев поручил законодателям разобраться с многострадальным законом о криптовалютах до 1-го ноября. Принятие думой законопроекта будет означать начало регулирования и присвоения “монетам” официального статуса. Пока закон не принят, существуют несколько вероятностей относительно такого статуса. Каждый из возможных сценариев определенным образом отразится на рынке, майнерах, трейдерах, инвесторах и криптосообществе в целом.

В этом посте я стараюсь понять, как отразится новый законопроект на крипторынке и майнерах России, сделаю несколько прогнозов, на случай того или иного сценария. Для этого я кратко рассмотрю историю отношения государства к криптовалютам в России, опишу текущую ситуацию и проанализирую факторы, влияющие на принятие решений. В качестве результата я опишу несколько вариантов развития ситуации, которые, по моему убеждению, наиболее вероятны. Заранее уточняю, что различия в результатах готовящегося законопроекта могут быть колоссальными и будут зависеть в первую очередь от того, каким будет статус криптовалют.

История проблемы и текущее положение вещей

Для тех, кто следит за ситуаций, этот абзац, возможно, будет содержать внушительное количество баянов. Посему им следует сразу пропустить эту часть поста. В обязательном порядке рекомендую к прочтению “любителям бронетехники” и всем, кто просто хочет освежить в памяти всё, что происходило и происходит с официальным статусом монет в РФ.

Итак, на заре появления, когда свет увидели первые блоки биткоина, российской власти вопрос был не интересен. Первые признаки любопытства и скепсиса появились ближе к 2012-му году. Тогда Банк России разродился информбюллетенями, предположительно, за авторством лично Набиуллиной. В оных документах цифровые валюты сравнивались с денежными суррогатами и сквозило негативно пренебрежительное отношение к монетам.

Уже в то время возник вопрос о статусе криптовалют в России. Большинство представителей отечественных регуляторов успели высказаться за запрет биткоинов и других цифровых активов. Создание и принятие законопроекта на эту тему постоянно откладывалось. Когда вопрос криптовалют вырос до уровня правительства и президента в 2017-м, возникла некоторая неопределенность. С одной стороны, критика в адрес криптоактивов на фоне планетарного хайпа выглядела бы ретроградством, с другой, криптозима и прочие явления, обусловленные спекулятивностью стоимости, были очевидны.

Владимир Путин был очень осторожен в оценках, с одной стороны, говорил о том, что важно “не нагородить регуляторных барьеров”, с другой, рекомендовал гражданам осторожность. Также известно о том, что Путин исключает возможность появления национальной криптовалюты, несмотря на намерения Китая в создании национального цифрового расчетного средства. Премьер Медведев слегка “поиграл” в финансового прогнозиста и в январе текущего года сказал, что хоронить криптовалюты рано, очевидно, оказался прав.

Таким образом, к настоящему моменту, несмотря на некоторые подвижки с законотворческой инициативой, криптовалюты остаются нерегулируемыми и не имеют официального статуса в России. На этом фоне Думой уже было провалено поручение Путина по принятию соответствующего законопроекта. Летом с аналогичным поручением и новыми сроками законодателей озадачил Медведев. Надо отметить, что крыловский воз таки слегка сдвинулся.

Дело в том, что нерешенным на данный момент является лишь вопрос о статусе криптовалют. При этом всё, кроме этого, по словам думского комитета по финрынку Анатолия Аксакова, в законе уже есть, подробно описано и имеет четкие юридические определения. Т.е. к ноябрю законодателям нужно лишь определиться насколько легальными будут криптовалюты, и будут ли легальными вообще.

3 сентября телеграмм-канал “Baza” сообщил о том, что в органах государственного управления России нет единства относительно регулирования криптовалют. Так, в соответствии с информацией канала, Банк России стремится запретить монеты, тогда как ФСБ России настаивает на легальном статусе, при этом жестком регулировании и контроле цифровых активов. По данным “Baza”, разногласия ведомств вынудили зампреда правительства Максима Акимова обратиться к Владимиру Путину и сообщить ему о том, что: «отсутствие единой позиции препятствует дальнейшей работе над законопроектом и его принятию».

Существует всего три логичных сценария для регулирования криптовалют в России:

  • Полная легализация, вплоть до использования в качестве легального платежного средства;
  • Полный запрет на любые операции и майнинг;
  • Частичная легализация под контролем Банка России.

Сценарий очередного законотворческого затягивания маловероятен. Видно желание власти определиться с “правилами игры” на уровне законодательства.

Далее подробно о каждом из вариантов.

Утопия криптолегализации

Отмечу сразу, что при всех симпатиях гика и технократа Медведева к криптовалютам, и такой сценарий маловероятен. Путин демонстрирует явную симпатию к позициям Набиуллиной, а соответственно, его решающее влияние на Думу будет ближе частичному или полному запрету. Думское большинство, особенно в профильных комитетах также сложно назвать криптооптимистами. Важно понимать, что любые регулирующие органы, в особенности отечественные, никогда не откажутся от контроля. И при необходимости легализовать что-либо будут обязательно стремиться контролировать на случай: “абы чего не вышло”.

Есть несколько причин, которые гипотетически могут привести к решению о полной легализации, но без возможности использовать как платежное средство. Это так называемый «белорусский сценарий». К таким факторам можно отнести торговую войну США и Китая (в конце августа очередное обострение), признание монета со стороны федеральных органов США, и, как следствие, мгновенный рост капитализации основных криптовалют.

Результатом этого гипотетически вероятного сценария будет развитие майнинга, инвестирования и трейдинга. Появление новых бирж, бурный рост майнинг отелей в регионах с низкой стоимостью электроэнергии. И как следствие, появление в таких системообразующих регионах т.н. криптодолин, как в проекте, который предлагал Сергей Арестов из BitCluster. Опыт компании интересен тем, что в Братске, где расположена инфраструктурная база компании и один из крупнейших в майнинг-отелей России, проект развития промышленного майнинга активно поддерживается на уровне городской администрации. О поддержке инициатив компании открыто заявил мэр Братска, в частности, чиновник отметил

Но пока такие симбиотические отношения криптопредпринимателей и представителей власти (даже муниципальной) — редкость. Чаще органы госуправления занимают позицию осторожного невмешательства.

Наиболее значимыми минусами, которые будут сдерживающими факторами сценария (даже в «белорусском варианте») — это невозможность контролировать транзакции, что, по мнению регуляторов, открывает простор для теневой экономики. Именно на связи криминала и криптовалют основывают популистские высказывания законодатели. Правда странно, почему они тогда не хотят запрещать в России наличный фиат, ибо он не реже используется в теневой экономике.

Полный запрет на работу с открытым блокчейном

В отличие от первого варианта этот сценарий значительно более вероятен. Полагаю излишне ретранслировать все высказывания с негативной оценкой криптовалют, сделанные представителями власти и непосредственно регуляторами. Проще сосчитать позитивные. При развитии этого сценария сложно предположить какие-либо полезные для экономики и страны изменения.

Основным мотивационным аргументом запрета является теневая экономика. Проблема в том, что запреты никак на нее не повлияют. С тем же успехом можно запрещать интернет — настолько же абсурдно. Пускай наркодиллерам, порнографам, коррупционерам, мошенникам и прочим негодяям будет немного сложнее обналичиваться или тратить крипту, но это никак существенно не отразится ни на их количестве, ни на способе заработка. Даже при запрете интернета они преспокойно вернутся к наличным деньгам, не менее анонимным.

При этом пострадают законопослушные участники рынка. Майнеры, трейдеры, криптопредприниматели, инвесторы. Они будут вынуждены переносить бизнес в более лояльные страны с низкой стоимостью электричества. Рынок криптовалют быстро криминализируется, закончится всё очередной охотой на ведьм, как это было с валютой в СССР.

Относительным плюсом можно считать то, что удастся избежать массовой скупке монет людьми, которые не понимают, как заниматься трейдингом и инвестированием. Такие люди часто теряют всё, после чего и возникают ассоциации про МММ и тюльпановые луковицы. Однако — это закроет легальный рынок не только для малоимущих людей, склонных к риску, но и вообще для всех. Запрет также хоронит инфраструктурные проекты и естественно какие-либо инвестиции в них. При этом любое бездействующее нерентабельное предприятие с хорошо сохранившимся кабельным хозяйством — это потенциальная база для майнинг-отеля, зона промышленного майнинга.

Читать еще:  Как добывать биткоины одному

Таким образом, при делегализации монет Россия получает:

  • потерю эффективного использования площадей на убыточных предприятиях;
  • утрату налогов от легальной продажи ASIC-майнеров;
  • утрату налогов от продажи электричества;
  • криминализацию и маргинализацию легального рынка монет, который сейчас относительно прозрачен и вполне готов к регулированию;
  • сомнительную победу над несуществующим противником.

Поднадзорное разрешение

Этот сценарий предполагает совмещение запретительных и разрешительных мер, а также контроль со стороны регулятора. Например, Банка России. Тут основная проблема заключается в том, что пока общественности не представлена никакая модель взаимодействия регуляторов и криптосообщетва. Механизм контроля также не понятен. При всей относительной удобности такого сценария как для государства, так и для криптосообщества, его практическая реализация не проработана.

Очевидно, что для подобного сценария будет необходим посредник, в виде подконтрольной или прозрачной для Банка России биржи, сервиса, либо непосредственно через сам Банк России. Таким образом, регулятор сможет осуществлять свои посреднические функции, а криптопредприниматели получат возможность осуществлять деятельность в рамках правового поля.

Сегодня очень многие косвенные факторы говорят о том, что готовится именно этот сценарий. Так, в интервью The blockchain journal thebcj.ru руководитель рабочей группы Государственной Думы по оценке рисков оборота криптовалюты Элина Сидоренко поделилась информацией о том, что при разработке законопроекта учитывался мировой опыт регулирования криптоактивов.

Косвенным фактором, указывающим на разрешение в рамках гос. регулирования является то, что контроль за созданием законопроекта осуществляет не консервативный Путин, но гик Медведев.

Яркие перспективы и возможные неудачи

Достаточно очевидным является то, что регуляторам и государству в целом более прочих выгоден последний вариант. Это откроет возможности для инвестирования, позволит получать средства от налогов. Банк России получит широкие возможности по контролю крипторынка и криптоэмиссии. При этом важно понимать, что при российской специфике всё может оказаться «гладко» только «на бумаге». Учитывая, что техническая реализация контроля чревато “развитием геморроя” у чиновников Банка России и Минфина.

Будь в курсе! Подписывайся на Криптовалюта.Tech в Telegram.
Обсудить актуальные новости и события на Форуме

Минфин РФ опубликовал законопроект о регулировании криптовалюты

Минфин предложил разрешить сделки с криптовалютами физлицам только на биржах. Об этом говорится в опубликованном сегодня законопроекте Минфина России «О цифровых финансовых активах».

Этот законопроект определяет прежде всего основные понятия в сфере виртуальных финансов. Так, Минфин предлагает считать криптовалюты и токены цифровыми финансовыми активами, которые не являются законным средством платежа в РФ. Под майнингом понимается предпринимательская деятельность. Торговать можно будет только на зарегистрированных в России биржах. Операторы бирж должны регистрироваться как юрлица и соответствовать федеральным законам «О рынке ценных бумаг» и «Об организованных торгах».

Токены могут выпускаться на территории России только юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями для привлечения финансирования. Квалифицированные инвесторы смогут обменять виртуальные деньги на другие активы только через специальный счет, который открывает оператор цифровых активов, владеющий цифровым кошельком. Порядок ведения таких счетов установит Центробанк России. Население же в рамках одного выпуска сможет приобрести токены на сумму не более 50 тысяч рублей.

Криптовалюты, токены и другие цифровые активы можно будет обменивать на другие активы только через счета оператора обмена цифровых финансовых активов, следует из соответствующего законопроекта, обнародованного Минфином РФ.

Ранее замминистра финансов Алексей Моисеев сообщал, что проведение операций по купле-продаже криптовалют можно будет только через биржу. Это могут быть любые товарные биржи.

Что не так с новыми законами Госдумы о криптовалютах?

Криптовалюта — новое явление для государств. Когда «криптовалюта», «токены», «майнинг» входят в обиход обычных людей, возникает необходимость в правовом регулировании и защите. Поэтому депутаты Госдумы в первом чтении приняли 3 законопроекта, касающихся криптовалюты. Редакция RusCoins.info прочла тексты законопроектов и готова разъяснить букву закона для рядовых пользователей криптовалютами.

Законопроект «О цифровых правах»

По сегодняшний день в РФ криптовалюты и операции, связанные с ними, за рамками закона, так как криптовалюты не закреплены как объект правовой охраны.

Изменения и нововведения

В Гражданском кодексе РФ (далее — ГК) предлагается внести определения «цифровые права» (ст.1411) и «цифровые деньги» (ст. 1412) и включить в список объектов гражданского права (ст. 128).

Законодатель определяет цифровое право как совокупность электронных данных (код или обозначение), существующие в информационной системе (читай — блокчейн), при условии, что в данной системе обеспечена возможность лица, имеющего данный код, получить возможность в любой момент ознакомиться с описанием соответствующего объекта гражданских прав.

Под цифровыми деньгами законодатель определяет совокупность электронных данных, используемых пользователями блокчейн для осуществления платежей.

Переход цифрового права, обременение или ограничение распоряжения им могут быть осуществлены исключительно через запись в информационной системе сведений.

Сделка с цифровым правом, отвечающая требованиям закона, подлежит судебной защите.

Зачем нужен этот законопроект

Законодатель РФ предлагает определение цифрового права и цифровых денег и предлагает внести их в список объектов гражданского права.

Таким образом, криптовалюты могут стать объектом купли-продажи, могут входить в состав имущества должника при банкротстве. Криптовалюту можно будет завещать, получить в наследство, получить как часть совместно нажитого имущества в случае развода. Сделки с цифровым правом будут подлежать судебной защите.

НО! Криптовалюта не является законным средством платежа. Иными словами, купить что-то за криптовалюту легально нельзя. Что делать простому человеку с биткоином, оставленным в наследство, не ясно. Законодатель оставляет пространство для установления в будущем специального режима оборотоспособности криптовалюты и её обмену на фиатную валюту, однако для этого потребуется принятие ещё ряда законов.

Видятся большие сложности с техническим обеспечение цифрового права. Непонятно, как будет осуществляется обременение или ограничение цифрового права. Например, по решению суда на имущество должника наложен арест ( в том числе и на криптовалюту). Как будет происходить принудительное отчуждение криптовалюты со счёта, неизвестно. Или, например, суд признает сделку, совершенную с криптовалютой, недействительной или ничтожной. Такая сделка отменяется и восстанавливается. Но отменить сделку, совершенную в блокчейн, технически нельзя.

Чем хорош законопроект?

По мнению RusCoins.info, законопроект «О цифровых правах» позволяет закрепить принципиально новый вид общественных отношений. Очевидно, что криптовалюта должна войти в правовое поле.

Чем плох законопроект?

Во-первых, как отмечала депутат Госдумы, руководитель рабочей группы по оценкам рисков оборота криптовалюты, д.ю.н., профессор Элина Сидоренко в своём выступлении на Russian Blockchain Week, ограничение законопроекта исключительно на двух финансовых активах (криптовалюты и токены) неправильно: «В будущем мы сможем увидеть другие понятия, к примеру, псевдодомены, подписи, облигации, купоны и т.д.»

Во-вторых, возникают технические сложности в реализации того, что написано на бумаге. Законопроект выглядит сырым, требующим доработок, что влечёт написание ещё большего количества законов и загромождения законодательства.

«Законопроект внесет еще большую неопределенность, чем сейчас есть, если он будет принят», — отметила Элина Сидоренко.

В-третьих, налицо стремление законодателя применить аналогию к новым общественным отношениям. Законодатель сравнивает токены с ценными бумагами, а криптовалюту с обычной валютой и средством платежа. С этой позиции становится понятным, почему криптовалюта не может быть средством платежа, но её, как облигацию, можно будет легально хранить в надежде получить дивиденды с её реализации в будущем. Такая аналогия в регулировании крипто отношений, очевидно, не может работать оптимально.

Законопроект «О цифровых финансовых активах»

Законопроект «О цифровых финансовых активах» направлен на закрепление в законодательстве РФ понятий цифровых финансовых технологий (читай – используемых на рынке криптовалют) и нового вида договора – смарт-контракт.

Что нового в законопроекте

Законопроект определяет понятия: майнинг, криптовалюта, смарт-контракт, токен, цифровой кошелёк, цифровой финансовый актив, цифровая запись, реестр цифровых финансовых записей и пр.

Ст. 4. Законопроекта закрепляет особенности обращения цифровых финансовых активов. В частности, владельцы цифровых финансовых активов вправе совершать сделки по обмену токенов на рубли, иностранную валюту только через оператора обмена цифровых финансовых активов.

Читать еще:  Российской ассоциации блокчейна и криптовалют

Законопроект предусматривает создание юридических лиц — операторов обмена финансовых активов — через которых будут проходить все финансовые сделки. А сами участники рынка обязаны будут иметь цифровой кошелек после прохождения процедуры идентификации его владельца. Целесообразность принятия данных мер обуславливают законами о борьбе с терроризмом.

Зачем нужен законопроект «О цифровых финансовых активах»?

Можно обозначить следующие цели законопроекта:

  1. Дать определение понятиям из области криптовалюты и описать новый вид договора — смарт-контракт.
  2. Регламентировать процедуру выпуска токенов и описать элементы публичной оферты выпуска токенов.
  3. Регламентировать ICO, установить обязательные элементы инвестиционного меморандума (читай – white paper).
  4. Регламентировать процедуру выпуска токенов и их обмена через специально созданных операторов обмена финансовых активов.

Чем хорош законопроект «О цифровых финансовых активах»?

По мнению RusCoins, однозначный плюс этого законопроекта состоит в том, что в нём даются определения понятий, которые используют на рынке криптовалюты. Похвалим законодателя в стремлении дать правовую регламентацию смарт-контракту и выпуску токенов.

Чем плох законопроект «О цифровых финансовых активах»?

Во-первых, законопроект написан юристами. Несмотря на небольшой объём, он сложен для понимания участникам рынка криптовалюты. Стремление описать договор выпуска криптовалюты и смарт-контракт юридически лишь загромождает законодательство и вносит путаницу. Законопроект устанавливает возможность обмены цифровых финансовых активов (читай — криптовалюты) на рубли или иностранную валюту, однако данная возможность пока не регламентирована и будет определяться Банком России по согласованию с Правительством РФ.

Во-вторых, майнинг признается предпринимательской деятельностью, соответственно, к нему будут применены нормы о предпринимательской деятельности (прежде всего, установлены налоги, обязанности по регистрации и процедурные нормы).

В-третьих, лиц, выпускающих токены, законодатель стремится приравнять к инвесторам.

В-четвертых, мысль законодателя идёт вразрез с идеологией криптовалюты, суть которой сводится к децентрализации. Создание операторов обмена финансовых активов, предусмотрение валидаторов (лиц, осуществляющих подтверждение цифровой записи в реестре), введение цифровых кошельков, получение которых предусмотрено после процедуры идентификации, которые обусловлены борьбой с терроризмом, видится лишь как попытка государства установить контроль над криптовалютами и блокчейном. Можно прогнозировать то, что технически данный законопроект не будет реализован.

Законопроект «О краудфандинге»

Данный законопроект направлен на регулирование отношений в области краудфандинга (инвестировании средств на инвестиционных платформах), и лишь косвенно касается криптовалют.

Законодательное описание главных изменений.

Данный законопроект напрямую не связан с криптовалютами, но закрепляет возможность использования смарт-контракта в краудфандинге, инвестировании посредством токенов.

Зачем это нужно

Законодатель вводит в правовое поле краудфандинга смарт-контракт и токены, таким образом, предусматривая правовую защиту.

Чем хорош законопроект «О краудфандинге»

Данный законопроект детально регулирует порядок осуществления краудфандинга, закрепляя принципиально новые формы: приобретение токенов и возможность использования смарт-контрактов.

Чем плох законопроект «О краудфандинге»

Данный законопроект усложняет существующие общественные отношения в краудфандинге. Однако, в отличие от законопроектов, рассмотренных выше, законопроект «О краудфандинге» выглядит продуманным.

Мнение RusCoins.info о трёх проектах криптовалютных законов

Законы создаются для того, чтобы регулировать общественные отношения. Новые законы появляются тогда, когда в них появляется нужда. Законы пишутся людьми и для людей, а не в интересах государства. В принятии законов о криптовалюте видится попытка государства установить контроль над данной сферой отношений.

Скорее всего, к третьему чтению от проектов описываемых законов останутся только названия. Поэтому всерьёз анализировать положения законов пока рано, но вот пища для размышлений.

Радует, что власти хотят вывести виртуальные валюты в правовое поле, но есть опасения, что мы получим нежизнеспособные документы, которые вытолкнут Россию из криптосообщества на долгие годы.

Законодательное регулирование криптовалюты: каким оно может быть?

Криптовалюты – тема, которая на устах уже не первый год. Банк России не раз предупреждал о высоких рисках при инвестициях в криптовалюты. В начале октября Владимир Путин на совещании, посвященном вопросам использования цифровых технологий в финансовой сфере, также отметил серьезные риски при ее обороте. В то же время Президент РФ считает необходимым использовать преимущества, которые дают новые технологические решения в банковской сфере. Портал ГАРАНТ.РУ опросил экспертов, каким может стать правовое регулирование криптовалюты, и что для этого необходимо сделать.

Светлана Васильева, младший юрисконсульт компании Alta Via:

В российском правовом поле до сих пор отсутствует не только четкий механизм оборота виртуальной валюты, но и терминологический минимум. С юридической точки зрения мы не можем рассматривать криптовалюту как абсолютно легальную валюту, так как согласно ст. 27 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и ст. 75 Конституции РФ официальной денежной единицей в стране является рубль, а введение других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещено. Официальные позиции по этому вопросу сформулировали ФНС России в письме от 3 октября 2016 г. № ОА-18-17/1027 и Банк России в релизе «Об использовании частных «виртуальных валют» (криптовалют)». И те, и другие указывают на риски выпуска и обращения криптовалют. Также ФНС России в своем письме напоминает о запрете выпуска денежных суррогатов. Но что такое «денежные суррогаты» и «криптовалюты»? Как относить последнюю к суррогатам, если понятия не определены?

Очевидно, что сейчас все операции с криптовалютами рискованны. Но считать их противоправными, руководствуясь общими принципами права и здравым смыслом, нельзя, так как консерватизм и нерасторопность в принятии новых явлений и, как следствие, разработке законов, проблема власти, а не участников рынка.

Представляется, что при разработке нормативного правового акта следует в первую очередь определиться с содержанием ключевых понятий, сформулировать категориальный аппарат: «виртуальная валюта», «криптовалюта», «денежные суррогаты», «ICO-проекты», «токен», «майнер», «краудфандинг» и другие.

Далее необходимо определить законный механизм выпуска и продажи криптовалюты.

ICO (англ. Initial Coin Offering)– это выпуск и продажа криптовалюты для привлечения средств в проекты, стартапы. ICO представляет возможность бизнесу получить инвестиции здесь и сейчас, не предоставляя гарантий покупателям криптовалюты. При разработке законопроекта следует подумать о способах защиты покупателей криптовалюты, не допустить превращения таких проектов в финансовые пирамиды.

Выпуск криптовалюты сопровождается рекламными кампаниями в Интернете (например, в социальных сетях и т.д.). Известные блогеры могут без вложения личных средств заработать на участии в ICO-проекте. На мой взгляд, помимо закона о криптовалюте, необходимо продумать и доработать законодательство о рекламе, так как привлекательные предложения о заработке на виртуальной валюте могут вводить в заблуждение доверчивых граждан. Возможно, на первоначальном этапе понадобится более жесткий контроль со стороны ФАС России.

ФНС России в письме указала на то, что операции с криптовалютами должны осуществляться через счета резидентов, открытых в уполномоченных банках. Тем не менее действующие нормы валютного законодательства не позволяют контролирующим органам получать информацию о проведенных операциях. Участники системы сверяют данные по специальным алгоритмам, которые зашифрованы ключом, доступ к которому есть у ограниченного количества лиц. Таким образом необходимо также внести изменения в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», а также в Налоговый кодекс, так как следует конкретизировать порядок уплаты налогов с доходов от криптовалюты.

В России действует Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», которым регулируется сфера оказания платежных услуг, перевода денежных средств, безналичной оплаты товаров/работ/услуг. Следовательно, если будет принят закон о криптовалюте, то понадобится определить статус такой валюты в системе платежных инструментов, внести изменения в порядок организации деятельности субъектов национальной платежной системы.

Владимир Попов, юрист проекта Descrow.org и Synergis:

Правовое регулирование криптовалюты, в первую очередь, должно быть поэтапным.

Искренне не понимаю, зачем сейчас создавать законы, в том числе рамочные: гражданское законодательство – гибкий инструмент, которое позволяет нам любые правовые сущности оборачивать во что-то легитимное с помощью принципов свободы договора, автономии воли сторон и т.д. (ст. 1 Гражданского кодекса).

Читать еще:  Почему китай запретил криптовалюту

Главное, что нужно сделать:

  1. Налоги нужны, но минимальные. Важно – первые три года, скажем, ICO от налогов освободить. И тогда страна получит: а) огромную ликвидность (одно ICO – бюджет региона или даже нескольких маленьких); б) новые средства на депозитах; в) новых субъектов бизнеса; г) огромный рынок труда; д) дополнительные средства от смежных услуг (покупка трафика, оплата работы специалистов).
  2. Майнинг. Разделить его на промышленный и домашний. Скажем, по мощности: до 15 Квт – домашний, свыше – профессиональный. Я всегда привожу в пример хостинг: за домашний хостинг никаких налогов не плачу, лицензий не получаю. Другое дело, когда это поставлено на широкую ногу.
  3. Обучение. Бесплатное и для всех: этим мы снимем вопрос профессиональности инвесторов, за которых (якобы) переживают многие чиновники. Боитесь, что человек вложится в ICO и прогорит? Так научите его, как этого не делать: запреты не станут заслоном – Forex уже это доказал, а бинарные опционы поставили точку.
  4. Никакого вмешательства в зону полной виртуальности: контроль только над точками входа и выхода. Зачем заходить туда, где все равно нет компетенции? Даже Япония, а это страна уж точно даст на две форы по технологичности, отказалась от регулирования этого аспекта.
  5. И главное – перестать смотреть на криптовалюты как на нечто несуразное: это – будущее, которое наступило. Все, что нужно – не мешать ему развиваться, иначе мы опять проиграем, как это было с банковскими картами, Интернетом, онлайн-сервисами, разработкой ПК и т.д.

Минфин России еще в 2015 году предлагал обозначать криптовалюты через имущественные права: и это правильно. Ведь что есть имущественное право? Это право требования, а когда мы говорим о криптоактивах, это всегда право требования. Тем более что государство не сильно волнует вопрос переводов формата «цифровые деньги – цифровые деньги», но очень заботит вопрос о вводе и выводе. Все, что нужно – не вводить уголовную ответственность. Это, безусловно, был шаг необдуманный.

Усложнение законодательства в данном случае ничего не даст: в период 2014-2017 годов малый и средний бизнес, услышав о том, что мир цифровых денег, как их назвал Банк России, может в России быть табуирован, просто покинул территорию страны. И кому от этого стало легче? Бюджету, который не дополучил новые средства, или бизнесу, которому приходится уходить в Эстонию, Швейцарию, на худой конец на Каймановы Острова или даже остров Мэн, чтобы работать и развиваться?

Лев Глухов, партнер KDS Legal:

Криптовалюты стали новым этапом развития мира Интернета, уникальным явлением эры информации, потому что принципиально отличаются и от национальных валют, и от электронных денежных средств, – законодательное регулирование криптовалют, безусловно, необходимо. Однако сегодня такого регулирования нет. Максимально близкое к криптовалютам понятие существует лишь в ст. 3 Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», где дается определение электронным деньгам. Напомню, под ними понимаются имущественные обязательства одного лица, предварительного принявшего денежные средства другого лица для исполнения его будущих денежных обязательств.

Электронные деньги обеспечивают своим существованием функционирование систем электронной коммерции, позволяя учитывать средства пользователей на их лицевых счетах, открытых на различных электронных площадках для совершения покупок. Эти денежные средства находятся в рамках регулирования, поскольку есть возможность точно идентифицировать эмитента средств, а также контролировать системы их централизованного учета.

Криптовалюты по своей сущности ближе к обычным денежным средствам, потому что, в отличие от электронных денег, не представляют собой способ учета предварительного переданных эмитенту денежных средств. Но в силу того, что подчиняются криптовалюты законам математики, они по идее должны быть стабильнее национальных валют.

Если говорить о сложностях, которые возникают при государственном контроле криптовалют, можно выделить несколько проблем.

Первое – это вопрос учета и подтверждения подлинности.

В основе криптовалют лежит система распределенных баз данных, где гарантами истинности являются множественные экземпляры базы, которые хранятся на компьютерах участников сети верификации. Вывод об истинности можно сделать, только сопоставив экземпляры, имеющие одни и те же временные метки, друг с другом.

С точки зрения и праворегулирования, и правоиспользования это создает запрос на методы и инструменты верификации. На данный момент у России нет своего верифицирующего сервиса, иностранные же программы функционируют вне российского правового поля и распространяют свое действие на конкретные криптовалюты.

Как следствие, возникает проблема подтверждения права на криптовалюту в суде, поскольку предоставить имеющие законную в России силу выписки (по аналогии с обычными денежными средствами, владение которыми подтверждается банковскими организациями) владелец криптовалюты не в состоянии.

Перечисленные выше проблемы напрямую связаны с отсутствием в стране государственного центра или сети лицензированных центров верификации, которые могли бы хранить экземпляры баз данных криптовалют и подтверждать права владельцев на криптовалюту. Проблема отсутствующего в России верификационного сервиса выходит, таким образом, на первый план: без него обеспечение эффективного правового регулирования криптовалют будет затруднительным.

Следующей проблемой является то, что для полноценного закрепления цифровой валюты на уровне законов, ее необходимо определить как объект права. С появлением криптовалюты возникла необходимость введения в законодательстве отдельного объекта права, так как права владельцев блоков криптовалют не подходят ни под одно из существующих понятий, в том числе интеллектуальную собственность.

Помимо этого, следует ввести классификацию цифровой валюты для разграничения типов криптовалют на такие валюты, как биткойн, ценность которого заключается в использовании в качестве средства расчетов за товары и услуги, и криптовалюты, которые только размещаются на ICO, поэтому неразрывно связаны с эмитентом и пока выступают скорее средством займа для развития новой системы, еще не являясь при этом самостоятельной валютой. В этом смысле они остаются ближе к понятию электронных денежных средств, уже закрепленном в ст. 3 Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Тем не менее все эти проблемы могут быть решены на государственном уровне в рамках одной страны. Но, помимо этого, есть еще вопрос технической, цифровой природы криптовалют, который может быть решен только на международном уровне. Это вопрос признания, вопрос международной регистрации технических стандартов: используемых криптоалгоритмов, систем управления, видов баз данных и протоколов передачи данных.

Возможные варианты международного регулирования пока достаточно туманны. Будут ли криптовалюты вовлекаться в сферу регулирования международного права, или же будут созданы международные негосударственные корпорации, сходные с ICANN (корпорации по управлению доменными именами и IP адресами), будет ли проблема регулирования передана науке или бизнесу – покажет время.

Министерство финансов представило проект о регулировании криптовалют

На официальном сайте Министерства финансов России появился законопроект «О цифровых финансовых активах». Основной его целью является регулирование выпуска, хранения и обращения криптовалют. Важно сразу отметить, что закон ещё не принят, а к моменту принятия в него могут внести различные правки.

Согласно данному законопроекту, майнинг криптовалют приравнивается к предпринимательской деятельности, а криптовалюты и токены являются видом цифрового финансового актива. Смарт-контракты считаются разновидностью договора в электронной форме.

Все организаторы ICO будут обязаны предоставлять информацию о бенефициарах, месте нахождения эмитента, сведения о лицах, участвующих в проекте, правах держателей токенов и порядок их осуществления. Обмен криптовалют и токенов разрешён на другие криптовалюты, рубли и иностранные валюты исключительно через биржи, официально зарегистрированные в России. Приобретать токены смогут лишь неквалифицированные инвесторы на сумму не более 50 000 рублей.

До вступления в силу данному законопроекту предстоит ещё долгий путь. Сначала он должен быть внесён на рассмотрение в Госдуму. Там ему необходимо успешно пройти три чтения. В заключение закон должны будут одобрить Совет Федерации и президент России.

Ознакомиться с полным текстом законопроекта можете по ссылке.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector