Норма обязательных резервов — это инструмент регулирования

Размер обязательных резервных требований Банка России (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Размер обязательных резервных требований Банка России

Нормативы обязательных резервов, в процентах

по обязательствам перед юридическими лицами-нерезидентами

по обязательствам перед физическими лицами

по иным обязательствам кредитных организаций

за исключением долгосрочных

за исключением долгосрочных

в иностранной валюте

в иностранной валюте

в иностранной валюте

в иностранной валюте

в иностранной валюте

Для банков с универсальной лицензией, небанковских кредитных организаций

Для банков с базовой лицензией

Нормативы обязательных резервов, в процентах

по обязательствам перед юридическими лицами-нерезидентами

по обязательствам перед физическими лицами

по иным обязательствам кредитных организаций

в иностранной валюте

в иностранной валюте

в иностранной валюте

Норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте

Норматив обязательных резервов по обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации

Норматив обязательных резервов по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте

Норматив обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц в валюте Российской Федерации и по привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте

Норматив обязательных резервов по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады (депозиты) в валюте Российской Федерации

Норматив обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц

Норматив обязательных резервов по привлеченным средствам физических лиц

* Единый норматив по привлеченным средствам в рублях и иностранной валюте.

По привлеченным средствам от банков-нерезидентов

По вкладам и депозитам физических лиц в Сбербанке России в рублях

По привлеченным средствам физических лиц в рублях

По привлеченным средствам юридических лиц в иностранной валюте

По привлеченным средствам юридических лиц в рублях

По привлеченным средствам физических лиц в иностранной валюте

* С сентября 1998 года для кредитных организаций с удельным весом вложений в государственные ценные бумаги (ГКО-ОФЗ) в работающих активах 40% и более был установлен норматив обязательных резервов по привлеченным средствам в рублях и валюте в размере 5%. Для кредитных организаций с удельным весом вложений в государственные ценные бумаги (ГКО-ОФЗ) в работающих активах от 20 до 40% установлен норматив обязательных резервов по привлеченным средствам в рублях и валюте в размере 7,5%.

Счета до востребования и срочные обязательства до 30 дней включительно

Срочные обязательства от 31 дня до 90 дней включительно

Срочные обязательства от 91 дня и более

Счета в иностранной валюте

Вклады и депозиты физических лиц в рублях независимо от сроков (Сбербанк РФ)

Норма обязательных резервов — это инструмент регулирования

Установление ЦБ учетной ставки или ставки рефинансирования за предоставление ссуды коммерческому банку

При осуществлении кредитно-денежной политики возможно использование инструментов как прямого (лимиты кредитования, регулирование ставки процента), так и косвенного регулирования (изменение нормы обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования, операции на открытом рынке). Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. Как показывает мировая практика и российский опыт реформирования, в переходных экономиках особенно на первых этапах преобразований, используются и прямые, и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

При реализации кредитно-денежной политики центральный банк воздействует прежде всего на денежную массу – полный объем выпущенных в обращение наличных и безналичных денег.

В соответствии с уравнением обмена И. Фишера (уравнением количественной теории денег) обращающаяся в стране денежная масса (M) должна соответствовать сумме цен выпущенных товаров и услуг (PQ), с учетом того, что одни и те же денежные знаки могут обслуживать товарообмен несколько раз (V) в году. Таким образом:

, или

2.5.Ставка рефинансирования

Ставка рефинансирования — размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате центральному банку страны за кредиты, которые центральный банк предоставил кредитным организациям.

Особенности ставки рефинансирования в России

Ставка рефинансирования Банка России выполняет роль важного индикатора денежно-кредитной политики. В настоящее время она формально не привязана к фактическим ставкам, устанавливаемым Банком России по отдельным видам операций. Однако фактически ставка рефинансирования Банка России основана на ставке по кредиту «овернайт» Банка России (однодневный расчётный кредит) и численно равна ей. Кроме функции экономического регулятора, ставка рефинансирования используется в России в целях налогообложения, расчета пеней и штрафов.

Применение ставки рефинансирования

Проценты по рублевым банковским вкладам, облагаемые НДФЛ. Налогом облагаются проценты в размере более ставки рефинансирования, действовавшей в течение периода, за который они начислены, плюс 5 процентных пунктов.

(по валютным банковским вкладам налогом облагаются проценты в размере более 9, без применения ставки рефинансирования)

Пени за просрочку уплаты налога или сбора. Пени равны 1/300 действующей ставки рефинансирования за каждый день просрочки.

Расчёт налоговой базы при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заёмными (кредитными) средствами. Налоговая база определяется как превышение суммы процентов, выраженной в рублях, исчисленной исходя из двух третей ставки рефинансирования, действующей на момент получения дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора

При отсутствии в договоре займа условия о размере процентов, их размер определяется ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заёмщиком суммы долга или его части.

Центральным банком РФ ставка рефинансирования на сегодняшний день установлена в размере 8.25% годовых. Текущий размер ставки рефинансирования установлен Банком России Указанием 2873-У с 14 сентября 2012 г.

Политика обязательных резервов Банка России и ее место в системе методов денежно-кредитного регулирования

Политика обязательных резервов Банка России является одним из традиционных методов денежно-кредитного регулирования, позволяющих влиять на объем и структуру денежной массы.

Целью применения политики обязательных резервов является обеспечение ликвидности кредитной организации и банковской системы в целом, регулирование величины денежной массы на основе действия механизма банковского мультипликатора.

Обязательные резервы представляют собой часть привлеченных кредитной организацией ресурсов, которая должна храниться в центральном банке. Обязанность кредитной организации по выполнению резервных требований возникает со дня получения лицензии на осуществление банковских операций и прекращается с ее отзывом. В рамках резервной политики центральные банки применяют несколько инструментов: сами нормативы обязательных резервов, перечень резервируемых обязательств, способ расчета обязательных резервов, механизм усреднения обязательных резервов, порядок регулирования размера обязательных резервов, форму хранения резервов.

Политика обязательных резервов может носить как административный, так и рыночный характер в зависимости от того, является ли сам норматив резервирования единым для всех видов кредитных институтов, обязательств и вкладчиков или дифференцированным.

Читать еще:  Основные виды бирж - классификации, характеристики, товары

В случае единого норматива резервирования данный метод денежно-кредитного регулирования считается административным и выступает для кредитной организации в качестве своеобразного налога, так как обязательные резервы — это бездоходные вложения, которыми банк может воспользоваться только в экстраординарных случаях: в условиях серьезных экономических кризисов, по разрешению центрального банка, при банкротстве кредитной организации.

Величина норматива обязательных резервов может варьироваться в зависимости от:

  • • вида кредитного института;
  • • срока привлечения ресурсов;
  • • вида привлеченных ресурсов;
  • • вида вкладчика;
  • • вида валюты вклада.

Если норматив обязательных резервов варьируется в зависимости от какого-то из вышеперечисленных критериев — инструмент можно считать рыночным, так как центральный банк, дифференцируя значения норматива для разного вида обязательств, влияет на ресурсную базу кредитной организации, а кредитная организация может управлять величиной обязательных резервов, депонируемых в Банке России, меняя структуру ресурсов посредством изменения условий привлечения средств клиентов.

Устанавливая различные значения норматива обязательных резервов для различных видов резервируемых обязательств, центральный банк влияет на структуру ресурсов банковского сектора. Например, определяя более высокие значения норматива по краткосрочным обязательствам банков, регулятор стремиться повысить устойчивость ресурсной базы кредитных организаций посредством привлечения долгосрочных ресурсов. Такую политику Банк России проводил в период с 1995 по 1998 г., устанавливая различные значения норматива обязательных резервов для обязательств сроком до 30 дней, от 30 до 90 дней и свыше трех месяцев (табл. 8.3.1).

Изменяя нормативы резервирования по обязательствам кредитных организаций в иностранной валюте, центральный банк влияет на степень валютного замещения активов, что важно в условиях экономической нестабильности и высокой инфляции. Так, в период финансового кризиса 2008 г. одной из причин развития кризиса в России стал большой объем внешних

Таблица 8.3.1. Значения нормативов обязательных резервов кредитных организаций в период с 1995 по 1998 г.

заимствований банков. В этих условиях дифференциация норматива обязательных резервов проводилась в зависимости от вида валюты вклада: установление высоких резервных требований по таким обязательствам банков снижает их величину.

Рассматривая второй инструмент резервной политики центрального банка — резервируемые обязательства (или базу резервирования), следует отметить, что в России в настоящее время к ним относят обязательства кредитных организаций перед юридическими и физическими лицами, в том числе обязательства перед банками-нерезидентами в валюте РФ и иностранной валюте.

В состав резервируемых обязательств не включают следующие виды привлеченных ресурсов:

  • • денежные средства, привлеченные от юридических лиц (резидентов и нерезидентов) на срок не менее трех лет;
  • • облигации, выпущенные кредитными организациями, со сроками погашения не менее трех лет;
  • • обязательства, выраженные в неденежной форме (в драгоценных металлах и природных драгоценных камнях в их физической форме, в форме займа ценных бумаг);
  • • обязательства перед кредитными организациями — резидентами, международными финансовыми организациями, действующими на основе международного соглашения об их создании с участием Российской Федерации;
  • • обязательства перед Внешэкономбанком, Банком России, Агентством по страхованию вкладов;
  • • задолженность, возникающую между подразделениями кредитной организации;
  • • обязательства кредитной организации перед банками-резидентами по выпущенным долговым ценным бумагам, сумма которых определяется путем применения корректировочного коэффициента, устанавливаемого советом директоров Банка России.

Данный подход к определению базы резервирования отвечает международной практике. В большинстве стран мира резервируются краткосрочные обязательства кредитных институтов, а долгосрочные ресурсы либо не включаются в базу резервирования, либо резервные требования по ним невелики (от 1 до 2%).

Обязательные резервы — это инструмент грубой настройки, используемый центральными банками для серьезного изменения ликвидности кредитной организации или банковского сектора. Увеличение норматива обязательных резервов, расширение резервируемой базы приводит к увеличению средств, депонируемых на резервных счетах в Банке России, снижению кредитного потенциала коммерческих банков, сокращению денежной массы. Уменьшение норматива резервирования приводит к росту свободных ресурсов коммерческого банка, необходимых для роста кредитования, и увеличению денежного предложения. В период финансовых кризисов центральные банки стран часто используют данный метод денежно-кредитного регулирования для стабилизации банковской системы.

В период кризиса 1998 г. Банк России осуществил ряд мероприятий в рамках политики резервирования, направленных на улучшение финансового состояния кредитных организаций и повышение ликвидности банковской системы:

  • • установил для кредитных организаций, имеющих значительный объем вложений в государственные ценные бумаги, дифференцированные в зависимости от удельного веса вложений нормативы обязательных резервов;
  • • предоставил кредитным организациям право на внеочередное регулирование обязательных резервов, что было жизненно важно для банков в период массового оттока вкладов;
  • • снизил для всех кредитных организаций, включая Сбербанк России, норматив резервирования с 10 до 5%, установив единый норматив обязательных резервов по всем видам привлеченных ресурсов;
  • • несколько сократил состав резервируемых обязательств. Однако в условиях финансовой стабильности изменение

инструментов политики обязательных резервов не приносит быстрого результата, существует определенный временной лаг между проведенными изменениями и получением ожидаемого результата. Постепенное увеличение или снижение норматива обязательных резервов, расширение или сужение состава резервируемых обязательств, изменение коэффициента усреднения не дают мгновенного эффекта, а иногда при изменении экономической ситуации и применении других инструментов денежно-кредитного регулирования эффект от применения инструментов резервной политики непредсказуем или противоположен ожидаемому.

В начале 1990-х гг. в России были периоды, когда с целью сокращения денежной массы одновременно повышались резервные требования и снижалась ставка рефинансирования, при этом эффективность резервной политики снижалась.

Еще одним инструментом резервной политики является способ расчета обязательных резервов, при этом важны такие параметры, как период составления и алгоритм расчета.

В Российской Федерации порядок расчета и депонирования кредитными организациями обязательных резервов в Банке России определяется Положением Банка России от 07.08.2009 № 342-П «Об обязательных резервах кредитных организаций».

Для анализа порядка осуществления и результатов применения резервной политики необходимо выделить следующие понятия:

  • • нормативная величина обязательных резервов — т.е. сумма обязательных резервов, подлежащая депонированию в Банке России и рассчитываемая путем: 1) умножения норматива обязательных резервов на среднюю хронологическую величину резервируемых обязательств за отчетный период и 2) исключения величины наличных денежных средств в национальной валюте Российской Федерации в кассе кредитной организации, определяемой в порядке, установленном Положением Банка России № 342-П;
  • • величина наличных денежных средств, исключаемая при расчете нормативной величины обязательных резервов, — определяется на основе расчета средней хронологической величины фактических остатков денежных средств в кассе банка за отчетный период и не должна превышать 25% размера обязательных резервов по обязательствам в рублях;
  • • отчетный период — один месяц в случае внеочередного регулирования обязательных резервов, период регулирования устанавливается Банком России;
  • • усредненная величина обязательных резервов — рассчитывается путем применения коэффициента усреднения к нормативной величине обязательных резервов;
  • • коэффициент усреднения обязательных резервов — числовой множитель, значение которого находится в интервале от 0 до 1 и устанавливается советом директоров Банка России;
  • • расчетная величина обязательных резервов — сумма обязательных резервов, подлежащая депонированию в Банке России, — определяется как разность между нормативной и усредненной величинами обязательных резервов.
Читать еще:  Валютный коридор - это регулируемый предел колебаний курсов

Методика расчета обязательных резервов изменяется в зависимости от национального законодательства, в разных странах устанавливаются различные периоды расчета обязательных резервов (например, в США — две недели), различается порядок определения вычетов из обязательных резервов (в некоторых странах это фиксированная сумма, различная для разных видов банков), устанавливаются либо отменяются процентные платежи по обязательным резервам. В большинстве стран мира и России обязательные резервы являются бездоходными вложениями банков, однако в ряде стран по ним осуществляются выплаты. Так, до создания Европейского центрального банка и введения в Европе единой валюты в Италии и Испании на часть обязательных резервов начислялись проценты.

Усреднение обязательных резервов используется центральными банками многих стран. В России данный инструмент применяется с 2004 г. Усреднение резервов предполагает для кредитной организации возможность поддержания резервов не на ежедневной, а на средней хронологической основе. В России в счет выполнения резервных требований принимается усредненный остаток денежных средств на корреспондентском счете кредитной организации в Банке России.

Право на использование механизма усреднения имеют кредитные организации, относящиеся к 1-й или 2-й классификационной группе в соответствии с нормативными актами Банка России, своевременно и в полной сумме формирующие обязательные резервы, не имеющие задолженности перед Банком России и выполнившие обязательства по усреднению резервов в предыдущем периоде.

При расчете усредненной величины обязательных резервов кредитная организация использует коэффициент усреднения, установленный Банком России (на 1 июня 2013 г. коэффициент усреднения для банков равен 0,6; для расчетных небанковских кредитных организаций — 1). Периодом усреднения является период с 10-го числа месяца, следующего за отчетным, по 10-е число месяца, следующего за отчетным. Решение о предоставлении кредитной организации права на усреднение обязательных резервов в случае выполнения установленных требований принимает территориальное учреждение Банка России.

Для управления ликвидностью Банк России предоставляет кредитным организациям, использующим механизм усреднения, возможность получения кредитов, обеспеченных ценными бумагами либо нерыночными активами, по фиксированной процентной ставке.

В настоящее время правом на усреднение обязательных резервов в России пользуются около 70% кредитных организаций.

В части порядка «хранения» обязательных резервов необходимо отметить, что в России это средства кредитных организаций на счетах в Банка России и кассовая наличность. Однако в ряде стран в состав активов, используемых в качестве обязательных резервов, включают: вложения в государственные или высоколиквидные корпоративные ценные бумаги, депозиты в иностранной валюте за рубежом, другие высоколиквидные активы. При этом перечень высоколиквидных ценных бумаг и других активов четко определен. Так, в некоторых штатах США — это государственные ценные бумаги и обеспеченные облигации.

Регулирование размера обязательных резервов осуществляет уполномоченное подразделение Банка России (расчетно-кассовый центр или территориальное учреждение) с целью обеспечения соответствия размера обязательных резервов, фактически депонированных кредитной организацией, расчетной величине резервов. Для этого уполномоченное учреждение Центрального банка осуществляет контроль за выполнением кредитными организациями нормативов обязательных резервов, а в случае нарушения порядка депонирования обязательных резервов применяет к ним меры воздействия.

Верно применяем норматив обязательных резервов

Норматив обязательных резервов — этот термин применяется в банковском секторе и является особым инструментом экономического регулирования. Что это за норматив и что с его помощью можно рассчитать, узнайте из нашего материала.

Норматив обязательных резервов: понятия и назначение

Норматив обязательных резервов — определяемая государством доля обязательств коммерческого банка по депозитам, подлежащая хранению:

  • безналично в виде депозита на корреспондентском счете ЦБ РФ;
  • или в наличном виде в хранилище самого банка.

Норматив обязательных резервов (НОР) является элементом системы обязательного резервирования, посредством которого происходит:

  • обеспечение банковских обязательств по размещенным депозитам;
  • регулирование величины находящейся в обращении денежной массы.
  • гарантируется надежное выполнение обязательств банков перед клиентами (даже если финансовое положение банка неустойчивое);
  • Центробанк может страховать вклады клиентов.

В положении ЦБ РФ об обязательных резервах кредитных организаций от 01.12.2015 № 507-П указано, что НОР:

  • определяет размер обязательных резервов в процентах к обязательствам банка;
  • устанавливается по категориям резервируемых обязательств.

Знакомьтесь с понятием нормативов в разных сферах деятельности с помощью размещенных на нашем сайте материалов:

Норма обязательных резервов: формула расчета

С 01.08.2016 минимальный НОР установлен указанием банка РФ от 27.06.2016 № 4052-У «Об обязательных резервных требованиях» в следующих размерах:

  • 5% — по рублевым обязательствам;
  • 6% — по обязательствам перед физлицами в инвалюте;
  • 7% — по обязательствам в инвалюте (кроме вышеуказанных).

НОР включается в формулу при расчете связанных с банковским резервированием показателей (например):

  • банковского мультипликатора (m), показывающего, сколько денежных единиц создает банковская система при поступлении в нее одного дополнительного рубля депозита (D):
  • суммы обязательных резервов банка (Rобяз.):
  • кредитных возможностей банка (К):

Как с помощью НОР регулируются экономические показатели, расскажем в следующем разделе.

Рассчитывайте финансовые показатели с помощью формул, расшифрованных в наших материалах:

Когда увеличение норматива обязательных резервов вводится как средство против инфляции?

Инфляция представляет собой чрезмерный рост обращающихся в стране бумажных денег, вызывающий их обесценение. Государство воздействует на количество введенных в обращение денег с помощью инструментов монетарной (кредитно-денежной) политики, цели которой:

  • обеспечение стабильности цен;
  • поддержание занятости населения;
  • рост экономики;
  • последующее сохранение финансовой стабильности (укрепление курса национальной валюты и др.).

НОР является одним из инструментов кредитно-денежной госполитики, с помощью которого Центробанк регулирует деятельность коммерческих банков: он влияет на объемы выдаваемых банками кредитов и эмиссию безналичных долговых денег, что оказывает воздействие на общую инфляцию национальной валюты.

Даже незначительное увеличение НОР позволяет:

  • резко снизить активность коммерческих банков;
  • ограничить рост денежной массы;
  • снизить уровень инфляции.

Таким образом, НОР воздействует на инфляцию в рамках мероприятий монетарной государственной политики.

Норматив обязательных резервов является регулятором роста денежной массы. Его минимальное значение устанавливается законодательно.

Норма обязательных резервов банка

Чтобы работать без претензий со стороны ЦБ, каждый банк обязан соблюдать установленные правила и нормы. Одной из таких норм является норма обязательных резервов (НОР). Ее введение стало основным инструментом денежно-кредитной политики и гарантом исполнения обязательств банка перед своими клиентами, даже, если финансовое положение банка пошатнулось.

Читать еще:  Голубые фишки - это акции компаний с большой капитализацией

Резерв позволяет ЦБ страховать депозиты вкладчиков. Также НОР влияет на объемы выдаваемых кредитов, общую инфляцию нацвалюты и выпуск долговых безналичных денег. Даже самое малое увеличение нормы резерва может привести к большому падению активности банка. Нормы резервов ЦБ старается держать на одном уровне, иначе изменения болезненно сказываются на кредитном учреждении. При повышении нормы банк вынужден искать дополнительные деньги, чтобы обеспечить себе финансовую устойчивость. Деньги берутся из двух источников: кредиты ЦБ и продажа собственных акций. Оба способа снижают ликвидность. Если норматив понижается, то у банка освобождаются свободные средства, которые идут на погашение текущей задолженности и повышение ликвидности.

Что такое норма обязательных резервов банка?

НОР – это установленная законом норма обязательств кредитной организации по привлекаемым вкладам, которая должна быть передана на хранение в ЦБ. Она может храниться в виде депозита или в наличном виде. Также она является гарантийным фондом, за счет которого обязательства перед клиентами будут исполнены в полном объеме.

ЦБ используется НОР для регулирования деятельности всех банков. На текущий момент величина НОР составляет 4,25%. При проведении кредитно-денежной политики, ЦБ используется основной инструмент – изменение НОР. С его помощью регулируются объемы беспроцентных депозитов, находящихся на особых счетах национального банка.

НОР устанавливается в виде процента от суммы вкладов банка. В зависимости от типа вклада, может изменяться его величина прямо пропорционально ликвидности. Чем крупнее банк, тем больше будет для него норма.

Решение повышать НОР может приниматься ЦБ с целью уменьшения предложения денег и сдерживания инфляционных процессов. Уменьшение НОР вводится для активизации экономического роста и усиления кредитной активности. Часть суммы, которую банк передавал в ЦБ, после снижения НОР, банк может направлять на кредитование, что принесет дополнительный доход.

Стоит отметить, что ЦБ редко применяет инструмент изменения НОР, поскольку это является мощным воздействие на российскую банковскую систему, которая итак находится в шатком положении. Необдуманные решения по изменению НОР в ту или иную сторону может дать «эффект апокалипсиса».

Влияние нормы обязательных резервов на кредитную политику.

Многие представляют работу банков так: банк получает вклад под один процент и выдает его в кредит под повышенный. Разница в процентах – это и есть доход банка. На самом деле это не совсем так.

Часть денег с депозита банк передает на хранение в ЦБ. Так, есл НОР составляет 5%, то с 1 млн.р. 50 тыс.р. уходят на резерв. Оставшиеся средства банк уже может выдавать под проценты в виде кредитов Это и объясняет отличие между кредитными и депозитными ставками. По факту все средства банка находятся в постоянном обороте.

Если случится ситуация, что большинство вкладчиков придет за своими деньгами, то в банк может попасть в сложную ситуацию. Свободных средств в банке в большом объеме нет. По условиям, вкладчики могут требовать свои деньги в любой момент. Услышав, что банк отказывается выдавать деньги, это вызовет волну негодований и подозрений касательно благонадежности банка. Остальные вкладчики побегут снимать деньги со всех счетов, что подшатнет устойчивость банков. Это приведет к дестабилизации банковской системы, т.к. она работает «будущие» деньги.

Чтобы такого избежать или хотя бы минимизировать, была введена норма обязательных резервов – та часть денег, которая передается на хранение в ЦБ. При наличии критической ситуации (нашествии вкладчиков), ЦБ быстро вливает резерв в банк. Как только все желающие получили свои средства и ситуация успокоилась, банк продолжает жить по своему сценарию: принимает средства на депозит, отчисляет на резерв ЦБ, выдает кредиты, получает обратно сумму с процентами.

Таким образом, все полученные средства банк не может выдавать в виде кредитов. Чтобы компенсировать резерв и получить доход, ставка по кредиту значительно превосходит ставку по депозиту.

Как рассчитывается НОР?

Резервы образуют неприкосновенный запас денег, которые банк не имеет права использовать в своих целях.

Если норма обязательных резервов составляет 5%, а банк принял вкладов на 10 млн.р., то на резерв он обязан отправить 500 т.р.

Пример расчета НОР можно посмотреть на рисунке:

Путем изменения НОР ЦБ влияет на кредитоспособность банка. Уменьшив норматив, ЦБ позволяет банку больше денег отдавать в кредиты и получать больше прибыли.

Снижение НОР еще называют «политикой дешевых денег». Она нужна для увеличения объема кредитных денег, стимулирования расходов населения, сокращения безработицы.

Увеличение НОР является частью «политики дорогих денег». Она сокращает возможности банка по выдаче кредитов. Это, в свою очередь, ограничивает объемы денег в обороте и снижает инфляцию.

Обязательства по формированию резервов образуются у банка с момента получения лицензии. Резервы хранятся в ЦБ на беспроцентных счетах. В случае ликвидации банка, резервы передаются специальной комиссии, которая занимается ликвидацией кредитной организации. От резервирования освобождаются деньги, привлеченные от ЮЛ на срок от 3 лет, облигации со сроком погашения от 3 лет, обязательства в неденежной форме (ценные бумаги, металлы), обязательства перед кредитными организациями.

При невнесении резервов в установленный срок, ЦБ имеет право списывать недовзнос с корсчета банка. Кроме этого, согласно ст.38 ФЗ №86 от 10.07.2002 г. ЦБ применяет штраф за нарушение размере не более удвоенной ставки рефинасирования от суммы взноса.

Как размер НОР будет опасным для банка?

Увеличение НОР может негативно сказаться на положении банка. Повышение означает, что банк должен в короткие сроки увеличить долю резервов на своем счету в ЦБ. Изъять деньги из оборота невозможно. Сроки возврата выданных кредитов растягиваются на несколько лет. Норматив не может быть изменен единовременно более, чем на 5 п.п. Учитывая огромные вкладные портфели, даже такое изменение может составлять солидную величину в денежном эквиваленте. Достать в моменте сотни миллионов рублей не под силу даже самому стабильному банку.

Изменяя НОР, ЦБ держит ликвидность банка на минимально возможном уровне. Однако, это может сказаться на общем положение банка. Учитывая его сложную структуру, быстро перестроится на новые условия практически невозможно. Ликвидность начинает быстро падать, что приводит к нарушению остальных показателей. В сложной экономической ситуации это может привести к краху. Повышение НОР на максимум 5% может привести к банкротству банка в виду невозможности исполнения требований ЦБ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector